3 апреля 1836 г. Николаем I был подписан указ о постройке первой в России пассажирской железной дороги – Царскосельской.

58 лет спустя, в 1894 г., было получено официальное разрешение на постройку узкоколейной железной дороги «Вологда – Архангельск» Обществом Московско-Ярославской железной дороги. Железная дорога прокладывалась через леса и незаселенные территории, минуя старые торговые центры. От Вельска до нее было 127,5 верст (136 км).

125 лет назад, в 1895 г., было дано разрешение на постройку дороги, соединяющей Коношу и Вельск. Задача была возложена на Вельское уездное земство. Сложности с согласованием ее прокладки по землям различных уездов и ведомств, устройством новых мостов через реки, полным и своевременным выполнением дорожной повинности населением затрудняли скорое решение вопроса. Дорожная повинность – сооружение новых дорог и поддержание исправности старых – исполнялась жителями тех деревень и сел, через которые проходила дорога.

Лишь спустя 9 лет, в 1904 г., грунтовый тракт «Коноша-Вельск» был открыт полностью. Дорога прошла через четыре волости Вельского уезда: Усть-Вельскую, Никифоровскую, Есютинскую, Тавреньгскую, и Кремлевскую волость Кадниковского уезда. Для перевозки грузов и пассажиров на всем протяжении пути были созданы земские станции. Перед вельчанами появилась доступная возможность путешествия или отправки груза железнодорожным сообщением, пусть до нее и приходилось добираться на лошадях. Своей собственной железнодорожной станции город ждал еще почти четыре десятка лет…

 

На фото:

1. Железнодорожная станция "Коноша" Вологодско-Архангельской железной дороги. Кадниковский уезд. Начало ХХ в. Из фондов Вельского краеведческого музея.

2. Фрагмент карты-схемы "Пути сообщения Вельского уезда в начале ХХ в.". И научного архива Вельского краеведческого музея.

Дополнительная информация

Яндекс.Метрика