Вряд ли кто-то возьмется оспорить утверждение о том, что дороги – основа жизни. А дороги, в свою очередь, немыслимы без мостов, которые соединяют берега рек и делают людей ближе друг к другу. Без них трудно представить и Вельск, уютно расположившийся между реками Вель и Вага. Достаточно вспомнить, какие проблемы создало обрушение в 2015 г. автомобильного моста через р. Вагу, и понять огромную радость вельчан от досрочного ввода в эсплуатацию нового моста 25 октября этого года. Но, думаю, не все знают, когда в Вельске появился первый автомобильный мост через Вагу, крупнейший левой приток главной водной артерии нашей области – Северной Двины. А произошло это в годы второй пятилетки 1933 – 1937 гг., которыми измеряли  жизнь в СССР.

В начале 1920-х гг., когда Вельский уезд только-только вставал на ноги после Гражданской войны и интервенции, развитию местной экономики мешало крайне слабое развитие транспортной системы. Основная товарная нагрузка ложилась на грунтовые дороги, проходившие через Вельск: Архангельско-Вологодский тракт (361 верста), Коношско-Устьянский тракт (305 верст), Няндомский тракт (155 верст). Остальные тракты носили вспомогательный характер. При этом состояние дорог было «ниже среднего».

Развитие сельского хозяйства, лесозаготовительной и лесохимической промышленности в Вельском уезде/районе неуклонно вело к росту товарности местного производства и требовало дальнейшего улучшения дорожной сети, развития новых видов транспорта – железнодорожного и автомобильного. В 1934 г. был введен в эксплуатацию участок железной дороги Коноша – Синега. Перевозка грузов и пассажиров со станции Синега и далее осуществлялась автомашинами, число которых в Вельском районе в 1938 г. составляло 100 единиц.

В январе 1934 г. началось строительство автомобильного моста через р. Вагу на Устьянском тракте, который призван был сыграть важную роль в развитии экономики двух смежных районов – Вельского и Устьянского. До этого времени переправа через Вагу осуществлялась на карбасах и паромах между д. Плесовской на левом берегу и выше д. Головковской (Вышиково) на правом берегу. Ежегодно весной и осенью во время разлива реки возникали проблемы с переправой, так как луг под д. Плесовской затопляло, а близ д. Головковской осыпался песчаный берег. В то же время участок Вельск – Шангалы по объемам грузооборота значился в числе лидеров, и мост был жизненно необходим.

Первоначально планировали сдать мост в эксплуатацию к 10 июля 1934 г., однако сроки были сорваны, и к 1 августа того же года объем выполненных работ составил только 68%. В результате Северный крайисполком и Северный крайдортранс установили новый срок – 1 октября 1934 г., что было условием поставки в Вельский район автомобилей. Районная газета «Вельский лесоруб» писала в духе того времени о причинах отставания: «Несмотря на то, что большое значение имеет мост для Устьянского района, но со стороны Устьянских райорганизаций преступное отношение, … до сего времени из Устьянского района не работает ни один человек». Строительство моста тормозилось рядом факторов: дефицитом рабочей силы, которых вербовали из колхозников (из необходимых 100 человек работало 43), недостатком строительных материалов, в том числе бревен в количестве 899 штук, 5231 кг железа, 1580 кг гвоздей. Вина за срыв сроков строительства была возложена на контору дорожно-эксплуатационного хозяйства.

Благодаря энергичному вмешательству председателя Вельского райисполкома Зайцева к очередной годовщине Октябрьской революции – 7 ноября 1934 г. ‒ наметились положительные сдвиги в ходе строительства моста. Немаловажную роль сыграло и внедрение прогрессивной оплаты труда его главных строителей – плотников и кузнецов, среди которых появились даже свои передовики. Однако обеспеченность рабочей силой по-прежнему оставалась крайне низкой – всего 30%, что могло свести на «нет» всю проделанную работу. В очередной статье газета «Вельский лесоруб» писала: «Если сейчас до ледостава не закончить работы по закреплению низа устоев, то это может привести к тому, что зимой нужно будет разбирать поставленный верх, чтобы весенний ледоход не снес все построенное сейчас с убытком около 8000 рублей». Главным лозунгом дня стал призыв: «Достройке моста – рабочую силу».

К сожалению, нам не удалось найти точную дату ввода в эксплуатацию первого деревянного моста через р. Вагу. По крайней мере, рапорт об этом значимом событии в районной газете за 1934 г. отсутствует. Но благодаря газетным материалам тех лет, мы видим, с каким трудом, в условиях жесточайшего дефицита рабочей силы, стройматериалов, под жестским административным нажимом строился важный стратегический объект. И на фоне этой непростой истории 1930-х гг. хочется порадоваться за современников – свидетелей того, как профессиональные строители с применением современных материалов, техники и технологий, с опережением сроков построили новый – третий по счету за 85 лет – мост через р. Вагу.

Галина Веревкина,
старший научный сотрудник
Вельского музея

На фото:
Фотография «Рабочие 2-го участка Мосгортопа на строительстве железнодорожной ветки Коноша-Вельск». 1932 г. Из фондов Вельского краеведческого музея.
Фотография «Мост через р. Вагу на Устьянском тракте близ Вельска». Середина 1930-х гг. Из фондов Вельского музея.

Дополнительная информация

Яндекс.Метрика