Меньше месяца осталось до начала школьных выпускных экзаменов. Волнуются педагоги, дети, родители, и есть от чего. В период пандемии COVID-19, которая длится уже более года, в школьную жизнь прочно вошел онлайн-формат обучения со всеми вытекающими последствиями. Эффективность работы школ в изменившихся условиях покажут результаты ЕГЭ и ОГЭ ближайших лет, от которых во многом зависят выбор выпускниками будущей профессии, их дальнейшая судьба. Интересно, что аналогичная ситуация наблюдалась в Вельском районе в течение 1961/62 учебного года, задолго до появления онлайн-формата обучения. Чем она была вызвана, и как школы из нее вышли?

В 1958 году в СССР был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Согласно ему, в стране вводилось обязательное 8-летнее образование, а 10-летняя школа преобразовывалась в 11-летнюю с производственным обучением. Закон по сути закрепил курс на политехнизацию школьного образования с целью профессиональной ориентации учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, пополнения рабочего класса.

В 1961/62 учебном году в Вельском районе работало 96 школ, в т. ч. средних – 4, восьмилетних – 16, семилетних – 10, начальных – 66, детских домов – 3. Однако ни одна школа не отвечала на тот момент всем требованиям для осуществления трудового политехнического обучения учащихся. В районе из 51 учебных мастерских только одна была типовой – в Вельской школе-интернате. Хорошо оборудованные мастерские имелись также в Вельской и Усть-Шоношской 11-летних школах, в Вельской №2, Октябрьской, Юровской и Левковской 8-летних школах и ряде других.

В районе активным ходом шло строительство 7 школьных зданий: Солгинской и Вельской средних школ на 520 мест каждая, Судромской, Усть-Подюжской и Шокшинской 8-летних школ на 160 мест каждая, Боровской начальной школы на 160 мест и Нижне-Подюжской начальной на 60 мест. В планах на 1963 год было строительство Пежемской 8-летней школы на 320 мест за счет госбюджета и Пакшеньгской 8-летней школы на 160 мест за счет колхоза «Россия».

Как следует из отчета о работе школ Вельского района, 1961/62 учебный год был трудным в работе школ. Впервые за предшествующие годы все учащиеся 7 – 10 классов, в течение сентября работали в колхозах. Вследствие этого из учебного времени выпало 130 часов по каждому классу. Кроме того, в районе было массовое заболевание учителей и учащихся гриппом. Так, например, в январе 1962 года учителями района было пропущено по болезни около 300 рабочих дней, в феврале – около 600 и в марте – свыше 400 рабочих дней. В результате массового заболевания гриппом учителей и учащихся временно прекращали работу Октябрьская 8-летняя, Кьяндская 7-летняя и другие школы. Многие школы работали неполный рабочий день.

Все эти факторы негативно отразились на изучении программного материала и качестве знаний учащихся. Учебные программы в основном были выполнены, но при значительном сокращении времени на изучение отдельных тем и разделов. Остальные разделы были даны обзорно, а на тренировочные работы практически не осталось времени. И только благодаря большой работе и серьезному подходу к делу со стороны большинства школ и учителей, как отмечено в отчете, состояние учебно-воспитательной работы в школах сохранилось на уровне предыдущего учебного года, а по качеству знаний имелось даже некоторое улучшение. Так, например, по итогам 1960/61 учебного года закончили на «4» и «5» 1653 ученика, а в 1961/62 учебном году – 2699 учащихся, в том числе только на «5» – 232 ученика.

Галина ВЕРЕВКИНА,
старший научный сотрудник Вельского краеведческого музея

Подписи к фото:
Железнодорожная школа №40. Вельск, 1961 г. Фото А.С. Кузьмина. Из фондов Вельского музея.
Вельская средняя школа-интернат. Вельск, начало 1960-х гг. Из фондов Вельского краеведческого музея.

Дополнительная информация

Яндекс.Метрика